172386, г. Ржев, Тверская область, Заводское шоссе, д. 14 Тел. (48232) 2-37-81

Ответственные лица

Ответственные лица

Руководитель подразделения: Надольская Е. В.

Администратор сайта по общим вопросам: Захаров Г. Н.

ГОС ВПО PDF Печать E-mail

 

orel

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030501 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

1.1.                  Специальность 030501 «Юриспруденция» утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации 02.03.2000 г. № 686. 

1.2.                  Квалификация выпускника — юрист (специалист юриспруден­ции). Нормативный срок освоения основной образовательной про­граммы подготовки юриста по специальности 030501 «Юриспруден­ция» при очной форме обучения — 5 лет.

1.3.                  Квалификационная характеристика выпускника.

Юрист в рамках специальности 030501 получает фундаментальную и спе­циальную подготовку в области юриспруденции.

Деятельность юриста направлена на реализацию правовых норм и обеспе­чение  правопорядка в различных сферах жизни общества.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

  • § события и действия, имеющие юридическое значение;
  • § правовые отношения, возникающие в сфере функционирования госу­дарственных институтов;
  • § правовые отношения между государственными органами, физически­ми и  юридическими лицами.

 

Юрист должен уметь:

  • § толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты;
  • § обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государст­венных органов, физических и юридических лиц; юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;
  • § разрабатывать документы правового характера, осуществлять право­вую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридичес­кие заключения и консультации;
  • § принимать правовые решения и совершать иные юридические дейст­вия в точном соответствии с законом;
  • § вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания  виновных, предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;
  • § систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в спе­циальной литературе.

Юрист должен:

  • обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активнос­тью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глу­боким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям
    правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравствен­ным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиаль­ностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчи­востью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности;
  • понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко
    представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать
    основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его дея­тельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для
    реализации права в профессиональной деятельности.

1.4. Возможности продолжения образования.

Юрист подготовлен к продолжению образования:

  • в магистратуре по направлению 521400 — магистр юриспруденции;
  • в аспирантуре.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТОВ

2.1.    Предшествующий уровень образования абитуриента — сред­нее (полное) общее образование.

2.2.    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональ­ном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полно­го) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

 

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ ЮРИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030501 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

3.1.    Основная образовательная программа подготовки юриста раз­рабатывается на основании настоящего государственного образова­тельного стандарта и включает в себя учебный план, программы учеб­ных дисциплин, программы практик.

3.2.    Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки юриста к условиям ее реали­зации и срокам ее освоения определяются настоящим государствен­ным образовательным стандартом.

3.3.    Основная образовательная программа подготовки юриста фор­мируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин нацио­нально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбо­ру студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и
курсы по выбору студентов в каждом цикле должны содержательно
дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4.  Основная образовательная программа подготовки юриста
должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дис­циплин:

цикл ГСЭ — общие гуманитарные и социально-экономические дисципли­ны;

цикл ЕН — общие математические и естественнонаучные дисциплины;

цикл ОПД — общепрофессиональные дисциплины;

цикл ДС — дисциплины специализации;

цикл ФТД — факультативы

и итоговую государственную аттестацию.

3.5.  Содержание национально-регионального (вузовского) компо­нента основной образовательной программы подготовки юриста должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квали­фикационной характеристикой, установленной настоящим государст­венным образовательным стандартом. Перечень дисциплин нацио­нально-регионального (вузовского) компонента, указанный в настоя­щем государственном образовательном стандарте, носит рекоменда­тельный характер.

 

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ПОДГОТОВКИ ЮРИСТА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030501 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

ГСЭ        Общие гуманитарные и социально-экономические дис­циплины (1800 часов)

ГСЭ.Ф.00        Федеральный компонент (1260 часов)

ГСЭ.Ф.01         Иностранный язык (340 часов)

Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма ней­тральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля про­изношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чте­ние транскрипции. Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексичес­ких единиц общего и терминологического характера. Понятие дифференциа­ции лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и др.). Понятие о свободных и устойчивых слово­сочетаниях, фразеологических единицах. Понятие об основных способах сло­вообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию об­щего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи. Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля. Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета. Го­ворение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального об­щения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад). Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профес­сиональной коммуникации. Чтение. Виды текстов: несложные прагматичес­кие тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности. Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.

ГСЭ.Ф.02         Физическая культура (408 часов)

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности. Основы здорового образа жизни студентов. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Ос­новы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием свое­го организма.

ГСЭ.Ф.ОЗ         Отечественная история

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Оте­чественная историография в прошлом и настоящем; общее и особенное. Ме­тодология и теория исторической науки. История России — неотъемлемая часть всемирной истории. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становле­ния государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточносла­вянской государственности в XI—XII вв. Социально-политические измене­ния в русских землях в XIII—XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирова­ния единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискус­сии о генезисе самодержавия. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура фео­дального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-про-мышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного дви­жения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру. Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале XX в. Объектив­ная потребность индустриальной модернизации России. Российские рефор­мы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях ми­ровой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализ­ма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразова­ния в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление ста­линизму. СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны. Ве­ликая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономичес­ких реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в сере­дине 60—80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985— 1991тг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее про­вал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993—1999). Россия на пути радикальной социально-политической модернизации. Культура в совре­менной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геопо­литической ситуации.

ГСЭ.Ф.04        Культурология

Структура и состав современного культурологического знания. Культу­рология и философия культуры, социология культуры, культурная антропо­логия. Культурология и история мировой культуры; история культуры Рос­сии; школы, направления и теории в культурологии; охрана и использование культурного наследия. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: куль­тура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символ культуры, культурные коды, межкультур­ные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация. Типология культур. Этничес­кая и национальная, элитарная и массовая культура. Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культу­ры. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процес­се. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные пробле­мы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация.

ГСЭ.Ф.05        Политология

Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. История политичес­ких учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности ста­новления гражданского общества в России. Институциональные аспекты по­литики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политичес­кие технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики. Мировая экономика и меж­дународные отношения. Особенности мирового политического процесса. Haционально-государственные интересы России в новой геополитической си­туации. Методология познания политической реальности. Парадигмы поли­тического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика. Сравнительная политология.

ГСЭ.ф.06        Логика

Логика и язык права. Суждение и норма. Вопросно-ответные ситуации. Понятие. Определение и классификация. Дедукция, индукция и аналогия. Логические основы аргументации. Формы развития знания: проблема, гипо­теза, судебно-следственная версия, теория.

ГСЭ.Ф.07         Русский язык и культура речи

Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Речевое взаи­модействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновиднос­ти литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Ре­чевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые фор­мулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных до­кументов. Интернациональные свойства русской официально-деловой пись­менной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль ком­мерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических доку­ментов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи" выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи. Разговорная речь в системе функциональ­ных разновидностей русского литературного языка. Условия функциониро­вания разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи. Основ­ные направления совершенствования навыков грамотного письма и говоре­ния.

ГСЭ.Ф.08         Социология

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект Конта. Классические социологические тео­рии. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализа­ции. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и лич­ность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобиль­ность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социаль­ные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, со­циальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социаль­ный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепции социального про­гресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообщест­ве. Методы социологического исследования.

ГСЭ.Ф.09         Философия

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее истори­ческого развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монис­тические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. По­нятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и разви­тие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статисти­ческие закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социаль­ных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественно­го развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетичес­кие ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и сво­бода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. По­знание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рацио­нальное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современнос­ти. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

ГСЭ.Ф.10        Экономика

Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Эконо­мический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Ос­новные этапы развития экономической теории. Методы экономической тео­рии.

М и к р о э к о н о м и к а. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Пред­ложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монопо­лия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регу­лирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложе­ние труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Рас­пределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства.

М а к р о э к о н о м и к а. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Ин­фляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Го­сударственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-нало­говая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Де­нежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс. Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собст­венности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распреде­ление и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.

ГСЭ.Н-Р.00    Национально-региональный   (вузовский)   компонент (270 часов)

ГСЭ.В.00 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливае­мые вузом (270 часов)

ЕН.00     Общие математические и естественно-научные дис­циплины (400 часов)

ЕН.Ф.00 Федеральный компонент (320 часов)

ЕН.Ф.01     Концепции современного естествознания

Естественно-научная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близко действие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, до­полнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрас- тания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая осно­ва жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли; особенности био­логического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизвод­ства и развития живых систем; многообразие живых организмов — основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физио­логия, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорга­низация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюцио­низма; путь к единой культуре.

ЕН.Ф.02      Информатика и математика

Аксиоматический метод, основные структуры, составные структуры, ве­роятности, языки и программирование, алгоритмы, основы защиты информа­ции и сведений, составляющих государственную тайну; методы защиты ин­формации, компьютерный практикум.

EH.H-P.00    Национально-региональный   (вузовский)   компонент (40 часов)

ЕН.В.00 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом (40 часов)

ОПД.00 Общепрофессиональные дисциплины (6062 часа)

ОПД.Ф.00        Федеральный компонент (4744 часа)

ОПД.Ф.01        Теория государства и права (240 часов)

Методологические основы научного понимания государства и права, го­сударственно-правовых явлений; закономерности исторического движения и функционирования государства и права; взаимосвязь государства, права и иных сфер жизни общества и человека; понятийный и категорийный аппарат теории государства и права; эволюция и соотношение современных государ­ственных и правовых систем; основные проблемы современного понимания государства и права; общая характеристика современных политико-правовых доктрин.

ОПД.Ф.02       История политических и правовых учений (90 часов)

Критерии оценки политико-правовых доктрин; становление и развитие политико-правовой идеологии; политические и правовые идеи в государствах древнего мира и средних веков; политические и правовые учения Нового вре­мени; теория естественного права; теория разделения властей; ранний социа­лизм; политические и правовые учения в России; правовые и политические учения Канта и Гегеля; либеральные политико-правовые доктрины; социалистические политико-правовые теории; марксистские политико-правовые учения; основные политические и правовые учения второй половины XIX в. (Остин, Еллинек и др.) и XX в. (Дюги, Эрлих, Кельзен и др.).

ОПД.Ф.ОЗ       История отечественного государства и права (250 часов)

Рабовладельческие государства на территории нашей страны; раннефео­дальные государства на Руси (IX — начало XVI в.); татаро-монгольские госу­дарства на территории нашей страны (XIII — XV вв.); сословно-представи-тельская монархия в России; проблемы возникновения и становления фео­дального государства и права у народов России (у народов Прибалтики, Ук­раины, Казахстана, Средней Азии, Молдавии, Закавказья); образование и развитие абсолютной монархии в России; государство и право России в пери­од становления и развития капитализма; возникновение и основные этапы развития советского государства и права; государство и право Российской Федерации.

ОПД.Ф.04 История государства и права зарубежных стран (250 часов)

Государство и право в странах Древнего Востока (древневосточные циви­лизации): Египет, Вавилон, Индия, Китай; античная цивилизация и античные государства: Древняя Греция и Древний Рим; история римского права; два пути развития средневековых цивилизаций Запада и Востока; феодальное го­сударство и право в странах Европы (Англия, Франция, Германия и др.); роль христианства и католической церкви; средневековые государства Востока: Исламский мир и Арабский халифат, Индия, Япония, Китай; мусульманское право; возникновение и развитие буржуазного государства и права (Англия, США, Франция, Германия и др.); образование англосаксонской и континен­тальной системы права; государство и право Новейшего времени (США, Ве­ликобритания, Франция, Германия и др.); государство и право в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, Америки, Азии и Африки; основные тенденции развития государства и права зарубежных стран в XX веке.

ОПД.Ф.05 Конституционное (государственное) право России (240 часов)

Понятие и предмет конституционного права; место российского консти­туционного права в системе права России; конституционное развитие России; Конституция РФ 1993 г.; конституционные основы общественного и государ­ственного строя; основы конституционного строя РФ; основы правового по­ложения граждан; конституционный статус человека и гражданина РФ; граж­данство в РФ (принципы гражданства в РФ, основания приобретения и пре­кращения, порядок решения вопросов российского гражданства); конститу­ционные права, свободы и обязанности российских граждан, их реализация и зашита; формы правления; государственное устройство РФ: содержание и правовое закрепление российского федерализма; административно-террито­риальное деление в Российской Федерации; автономия в России; РФ — член Содружества Независимых Государств; избирательная система и избиратель­ное право в РФ; референдум; порядок принятия и изменения конституции; конституционная система органов государства; виды государственных орга­нов в РФ, их система и конституционно-правовой статус; Президент РФ; Фе­деральное Собрание — парламент РФ, его палаты; законодательный процесс в Федеральном Собрании; Правительство РФ; судебная власть в РФ; консти­туционные основы деятельности Прокуратуры РФ; Конституционный Суд РФ; конституционные основы системы государственной власти субъектов РФ; местное управление и самоуправление в РФ.

ОПД.Ф.06       Конституционное (государственное) право зарубежных стран (144 часа)

Классификация зарубежных государств по уровню их социально-эконо­мического и политического режима; основные тенденции развития консти­туционного права зарубежных государств; качественные характеристики конституционно-правового развития и конституционного права отдельных государств (США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Япония, Польша, Китай, Куба, Индия, Иран и др.); правовое положение граждан в зарубежных странах, разновидности политических режимов; формы государства; избирательное право и избирательные системы; органы государства и их положение; парламент и парламентаризм; муниципальные системы.

ОПД.Ф.07       Гражданское право (684 часа)

Гражданское право в системе права России; предмет гражданско-правово­го регулирования; гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений; понятие, содержание и виды гражданских правоотношений; граж­дане, юридические лица, государственные и муниципальные образования как субъекты гражданских правоотношений; объекты гражданских правоотноше­ний и их основные виды; понятие и виды юридических фактов в гражданском праве; сделки и условия их действительности; понятие, способы и пределы осуществления гражданских прав; право на защиту; гражданско-правовая от­ветственность, ее условия и размер; сроки в гражданском праве; собствен­ность и ее правовые формы, понятие и объекты права собственности, понятие и содержание иных (ограниченных) вещных прав; наследование собственнос­ти граждан; гражданско-правовая защита права собственности и иных вещ­ных прав; гражданско-правовое регулирование отношений в сфере интеллек­туальной деятельности; исключительное право (интеллектуальная собствен­ность); авторское право; патентное право на изобретение, полезную модель и промышленный образец; право на фирменное наименование и товарный знак; гражданско-правовое регулирование личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными; понятие, виды и исполнение обязательств; понятие, содержание и виды гражданско-правовых договоров; заключение, применение и расторжение договоров; отдельные виды договорных и иных обязательств; обязательства по передаче имущества в пользование; обязатель­ства по производству работ; обязательства по реализации результатов интел­лектуальной деятельности; обязательства по оказанию услуг; обязательства по совместной деятельности; обязательства из односторонних действий; вне-договорные (правоохранительные) обязательства.

ОПД.Ф.08 Гражданское процессуальное право (гражданский процесс) (240 часов)

Формы защиты гражданских прав; понятие гражданского процесса, ис­точники гражданского процессуального права, процессуальная форма; прин­ципы российского гражданского процессуального права; гражданские процес­суальные отношения; подведомственность гражданских дел; подсудность, участники гражданского процесса; иск; судебное доказывание; судебное раз­бирательство; виды судебных постановлений; исполнительное производство; нотариат; третейские суды; основы знаний об арбитражном процессе.

ОПД.Ф.09       Административное право (188 часов)

Административное право в правовой системе Российской Федерации; уп­равление, государственное управление, исполнительная власть; понятие ад­министративного права, предмет и метод административно-правового регули­рования; соотношение административного права с другими отраслями права; система административного права; административно-правовые нормы; источ­ники административного права; административно-правовые отношения; субъекты административного права; административно-правовые формы и ме­тоды государственного управления; ответственность по административному праву; административное право и законность в управлении; административ­но-процессуальное право; административно-правовая организация в отраслях материального производства, в социально-культурной и административно-политической сфере; административное право зарубежных стран.

ОПД.Ф.10        Трудовое право (216 часов)

Трудовые отношения работников и производные от них отношения как предмет трудового права; метод и система трудового права; основные принци­пы трудового права; источники трудового права; субъекты трудового права; понятие трудового правоотношения; трудовой коллектив; права и роль проф­союзов; понятие коллективного договора и его роль; правовое регулирование трудоустройства; понятие трудового договора; виды трудовых договоров; кон­тракт, рабочее время и время отдыха; методы правового регулирования зара­ботной платы; тарифная система оплаты рабочих и служащих; система зара­ботной платы; правила внутреннего распорядка; трудовая дисциплина; мате­риальная ответственность сторон трудового правоотношения; охрана труда; индивидуальные и коллективные трудовые споры и порядок их разрешения; трудовые конфликты и порядок их разрешения; надзор и контроль за соблю­дением законодательства о труде.

0ПД.Ф.11        Уголовное право (378 часов)

Понятие, предмет, метод, задачи уголовного права; принципы российско­го уголовного права; уголовный закон; уголовная ответственность; понятие преступления; состав преступления; неоконченное преступление; соучастие в преступлении; множественность преступлений; обстоятельства, исключаю­щие преступность деяния; наказание и его цели; система и виды наказаний; назначение наказания; освобождение от уголовной ответственности и наказа­ния; принудительные меры медицинского характера; особенность уголовной ответственности несовершеннолетних; понятие общей части уголовного права; характеристика составов преступлений, указанных в особенной части уголовного кодекса; зарубежное уголовное законодательство.

0ПД.Ф.12        Уголовно-процессуальное    право    (уголовный    процесс) (240 часов)

Сущность и основные понятия уголовного процесса; уголовно-процессу­альное право; источники; принципы уголовного процесса; субъекты уголов­ного процесса; доказательства в уголовном процессе; общие положения и источники доказательств; процесс доказывания и меры уголовно-процессу­ального принуждения; возбуждение уголовного дела; предварительное след­ствие и дознание (общие условия); следственные действия; приостановление расследования; окончание расследования; подсудность уголовных дел; на­значение судебного заседания; судебное разбирательство; кассационное про­изводство; исполнение приговора; производство в порядке надзора; произ­водство по вновь открывшимся обстоятельствам; особенности производства в суде присяжных; производство по делам несовершеннолетних; производст­во по применению принудительных мер медицинского характера; прото­кольная форма досудебной подготовки материалов; возмещение ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органон дознания, предварительного следствия, прокураты и суда; основы уголовного процесса в зарубежных странах.

ОПД.Ф.13       Криминалистика (188часов)

Предмет криминалистики; ее взаимосвязь с другими правовыми дисцип­линами, а также судебной медициной, судебной психиатрией и психологией; механизм преступления; специфические аспекты криминалистического изу­чения преступной деятельности и деятельности по расследованию; взаимо­действие следователя и оперативных подразделений; информационная основа расследования; основы криминалистической профилактики и прогнозирова­ния; криминалистическая характеристика преступления; методы кримина­листики; идентификация и диагностика; криминалистическая ситуация и версия; моделирование при расследовании преступления; криминалистичес­кая техника; определение места компьютеров в структуре средств кримина­листической техники и методы решения криминалистических задач с их ис­пользованием; методы криминалистического исследования различных мате- риалов, веществ и следов, не являющихся объектами изучения традиционных криминалистических экспертиз (КЭМВИ, запаховых следов, акустических, звуко- и видеоинформации и др.); трассология; судебная баллистика; иссле­дование документов; экспертиза, ее виды; информационно-справочное обес­печение криминалистической деятельности; криминалистическая тактика; следственный эксперимент; тактика осмотра места происшествия, задержа­ния, освидетельствования, обыска, выемки, допроса; криминалистическая ме­тодика расследования; методические основы расследования (преступлений, совершенных организованными преступными группами, лицами с психичес­кими аномалиями, иностранными гражданами, несовершеннолетними и др., основы методик и действий по горячим следам преступлений, по ранее нерас­крытым преступлениям и др.); виды методик расследования.

ОПД.Ф.14       Международное право (132 часа)

Международное право как особая система юридических норм; субъекты международного права; источники международного права и процесс созда­ния норм; взаимодействие международного и внутригосударственного права; основные принципы международного права; право международных договоров; международные организации и конференции; ответственность в международном праве; дипломатическое и консульское право; право между­народной безопасности; права человека и международное право; междуна­родное экономическое, морское, воздушное, экологическое право; мирные средства разрешения международных споров; международное гуманитарное право.

ОПД.Ф.15       Экологическое право (132 часа)

Предмет и система экологического права; объекты экологических отноше­ний: история правового регулирования экологических отношений; становле­ние и основные этапы развития экологического права; но] мы экологического права и экологические правоотношения; источники экологического права; право собственности на природные ресурсы; правовые формы использования природных ресурсов; правовая охрана природных объектов; организацион­ный механизм охраны окружающей природной среды; экономические меха­низмы охраны окружающей природной среды; ответственность за экологи­ческие правонарушения; правовые формы возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением; экологические требования при размеще­нии, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов; эколо­гические требования при эксплуатации объектов; правовая охрана окружаю­щей среды городов и других населенных пунктов; правовой режим природно-заповедного фонда; правовой режим природы курортных, лечебно-оздорови­тельных и рекреационных зон; правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия; международно-пра­вовой механизм охраны окружающей природной среды; правовая охрана ок­ружающей природной среды в зарубежных странах.

0ПД.Ф.16       Земельное право (116 часов)

Земельные правоотношения; право собственности на землю и другие при­родные ресурсы; правовые формы использования земель; государственное уп­равление земельным фондом; правовая охрана земель; ответственность за зе­мельные правонарушения; правовой режим земель сельскохозяйственных предприятий, кооперативов, ассоциаций; правовой режим земель крестьян­ских хозяйств; правовой режим земель городов и других населенных пунктов; правовой режим земель промышленности, транспорта и иного несельскохо­зяйственного назначения; правовой режим земель, предоставляемых гражда­нам; правовой режим земель, предоставленных для разработки и использова­ния недр; правовой режим земель лесного фонда и право лесопользования; правовой режим земель водного фонда и право водопользования; правовой режим земель, природоохранного, оздоровительного, рекреационного и исто­рико-культурного назначения; правовое регулирование земельных отноше­ний в зарубежных странах.

0ПД.Ф.17       Римское право (100 часов)

Роль римского права в истории права; источники римского права; обычное право и закон; деятельность юристов; иски; правовое положение римских граждан и других субъектов римского права; римская семья; вещ­ные права; содержание права частной собственности; сервитуты; эмфи-тевзис и суперфиций; обязательственное право; виды договоров; исполне­ние обязательств и ответственность за неисполнение; право наследования: по завещанию и по закону; легаты и фидеикомиссы; рецепция римского права.

ОПД.ФЛ8       Международное частное право (144 часа)

Понятие международного частного права; понятие унификации; междуна­родное частное и публичное право; источники международного частного права; методы регулирования гражданско-правовых отношений с иностран­ным элементом; коллизионные нормы; субъекты международного частного права; внешнеэкономические сделки; вопросы собственности в международ­ных отношениях; правовое регулирование иностранных инвестиций; право интеллектуальной собственности (авторское, патентное и т.п. право); семей­ное право; коллизионные вопросы в области наследственности права и деликтных обязательств; международный гражданский процесс; арбитраж.

ОПД.Ф.19        Финансовое право (144 часа)

Понятие финансов и финансовой деятельности; финансовая система; по­нятие финансового права; источники финансового права; финансовый кон­троль; бюджетная система; бюджетное право; понятие налога; налоговое право; государственный кредит; банковская система; банковское право; ин­вестиционное право; страховое право; валютное регулирование; правовое ре­гулирование денежного обращения; безналичные расчеты.

ОПД.Ф.20       Муниципальное право России (132 часа)

Понятие муниципального права; местное самоуправление, его система; представительные и исполнительные органы местного самоуправления; тер­риториальное общественное самоуправление; институты прямой демократии в местном самоуправлении; материальные и финансовые основы местного самоуправления; полномочия местного самоуправления, организационные формы их осуществления; порядок формирования и деятельности представи­тельных и исполнительных органов местного самоуправления; гарантии и за­шита прав местного самоуправления.

ОПД.Ф.21        Семейное право (132 часа)

Семейное право в системе права РФ; семейно-правовой метод регулиро­вания общественных отношений; понятие семейного правоотношения; субъ­екты семейного права; юридические факты; зашита семейных прав; основания возникновения и прекращения брачного правоотношения; личные и имуще­ственные правоотношения между супругами и детьми; личные и имуществен­ные правоотношения между другими членами семьи; формы принятия детей на воспитание в условиях семьи.

ОПД.Ф.22       Криминология (144 часа)

Предмет криминологии; взаимосвязь криминологии с другими науками (отраслями права, социологией, психологией, экономикой и др.); история развития криминологии в России; методы криминологических исследова­ний; преступность, ее основные качественные и количественные характерис­тики; причины преступности; причины индивидуального преступного пове­дения; личность преступника; предупреждение преступности (теория преду­преждения преступности, система и субъекты профилактики; организацион­ные, социально-экономические, правовые основы предупреждения преступлений); основные концепции причин преступности и борьба с нею; криминологическая характеристика экономической преступности и ее преду­преждение; организованная преступность, ее криминологическая характе­ристика и предупреждение; криминологическая характеристика профессио­нальной преступности; преступность несовершеннолетних и ее предупреж­дение; насильственная преступность и ее предупреждение; преступления, со­вершенные по неосторожности, их предупреждение; экономические преступления и их предупреждение; международное сотрудничество в борь­бе с преступностью.

ОПД.Ф.23 Правоохранительные органы (108 часов)

Основные понятия, предмет и система дисциплины, законодательство и иные правовые акты о правоохранительных органах; взаимодействие право­охранительных с другими органами; судебная власть и система органов, осу­ществляющих ее; правосудие и его демократические принципы; основное звено общих судов; среднее звено общих судов; военные суды; Верховный Суд Российской Федерации; арбитражные суды и иные арбитражные органы; Конституционный Суд Российской Федерации; статус судей, народных засе­дателей и присяжных; основные этапы развития российской судебной систе­мы; организационное обеспечение деятельности судов и органы юстиции; прокурорский надзор и органы прокуратуры; организация выявления и рас­следования преступлений; юридическая помощь и защита по уголовным делам, их организация.

ОПД.Ф.24       Юридическая психология (112 часов)

Предмет, система и содержание юридической психологии; юридическая пси­хология в системе научных отраслей знания; понятие личности в психологии и правовой науке; психологические методы изучения личности субъектов право­применительной деятельности; ощущение, восприятие; понятие и виды памяти; мышление; воображение и его виды; внимание; эмоции; чувства; состояния тре­вожности, психической напряженности; фрустрация; аффект; страдания; инди­видуально-психологические особенности личности (темперамент, характер и его свойства); предмет, основания, поводы назначения судебно-психологической экспертизы (СПЭ), ее подготовка и назначение, порядок проведения; психо­логия преступного поведения (психология преступления); психология лич­ности преступника; психология преступного поведения (психология преступ­ной группы); общая социально-психологическая характеристика профессио­нальной деятельности юриста; психология личности юриста; познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста; общение в профессио­нальной деятельности юриста (коммуникативная подструктура); психология допроса; организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста; психологические особенности судопроизводства.

ОПД.Н-Р.00* Национально-региональный   (вузовский)   компонент

(658 часов)

ОПД.Н-Р.01    Уголовно-исполнительное право

Понятие уголовно-исполнительного права; предмет и система курса; уго­ловно-исполнительное законодательство; уголовно-исполнительные правоот­ношения; принципы уголовно-исполнительного права; история развития уго­ловно-исполнительного законодательства; система учреждений и органов, ис­полняющих уголовные наказания в виде лишения свободы; учреждения и ор­ганы, исполняющие иные уголовные наказания; понятие исполнения уголовного наказания и его суть; основные средства уголовно-исполнитель­ного воздействия на осужденных; режим исполнения лишения свободы; при­влечение к труду заключенных; воспитательная работа с заключенными; орга­низация

*   Перечень общепрофессиональных дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента имеет рекомендательный характер.

общеобразовательного и профессионально-технического обучения; дифференциация исполнения лишения свободы в зависимости от вида лише­ния свободы и установленного в нем режима; правовое положение заключен­ных; освобождение заключенных; административный надзор за отдельными категориями заключенных; порядок и условия иных уголовных наказаний; возникновение буржуазно-тюремных систем; уголовно-исполнительное (тю­ремное, или пенитенциарное) право зарубежных стран (США, ФРГ, Фран­ция, Англия, Япония и др.).

ОПД.Н-Р.02    Прокурорский надзор

Основные понятия и система дисциплины; прокурорский надзор: понятие и значение; основные направления деятельности прокуратуры; принципы ор­ганизации прокуратуры; система органов прокуратуры; Генеральный прокурор Российской Федерации, его основные полномочия; нижестоящие прокуроры и их полномочия; эволюция системы органов прокуратуры и их полномочий; понятие отраслей прокурорского надзора; надзор за исполнением законов, а также за соответствием законам издаваемых правовых актов; надзор за испол­нением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную дея­тельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением за­конов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых судом; участие прокурора в рассмотрении дел судами; организация работы по разрешению жалоб граждан; основы методики прокурорской деятельности; кадры работников прокуратуры; предъявляемые требования к кандидатам на должности прокуроров и следователей; статус работников прокуратуры.

ОПД.Н-Р.ОЗ    Российское предпринимательское право

Отношения предпринимательства и их правовое регулирование; законо­дательство России о предпринимательстве; правовой статус предпринимате­ля; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; предприниматель и рынок товаров (работ, услуг); правовое регулирование финансовых рынков, рынок ценных бумаг, валютный рынок; ответствен­ность предпринимателя; осуществление предпринимательской деятельности с участием иностранного капитала; налогообложение предпринимательской деятельности; государственный контроль за осуществлением предпринима­тельской деятельности; охрана и защита прав и интересов предпринимате­лей; разрешение споров, вытекающих из предпринимательской деятельнос­ти; органы, разрешающие споры, вытекающие из предпринимательской дея­тельности.

ОПД. Н-Р.04   Коммерческое право

Коммерческое право как один из разделов правоведения и учебная дис­циплина, предмет изучения коммерческого права; роль коммерческой дея­тельности в обеспечении жизненных интересов общества, нормального функ­ционирования хозяйственного механизма; субъекты коммерческой деятель­ности; выбор формы предприятия в зависимости от функций в процессе со- здания и реализации товара; понятие объектов торгового оборота; правовое обеспечение развития товарного рынка; товарные биржи, оптовые ярмарки, дилерские сети; сбытовые и снабженческие подразделения предприятий; со­здание конкурентной среды в сфере коммерческой деятельности (правовые вопросы); торговые сделки и контракты; договор оптовой купли-продажи и его подвиды; особенности заключения договоров на биржах и ярмарках, аук­ционах; выбор структуры договорных связей; выработка условий торговых договоров; приемка товаров; экспертиза качества; претензии и иски; государ­ственный контроль за соблюдением правил коммерческой деятельности; за­шита от неправомерных действий контролирующих органов.

 

ОПД.В.00  Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые вузом (660 часов) 

Д.С.00         Дисциплины специализации (1620 часов) 

ФТД.00       Факультативы (450 часов) 

4.1. При дневной форме обучения для проведения аудиторных за­нятий должно быть предоставлено не менее 50% общего времени, вы­деляемого для изучения учебной дисциплины. Соответственно, при очно-заочной форме обучения — не менее 20%, при заочной — не менее 10% общего времени учебной дисциплины.

4.2. Общая продолжительность теоретического обучения 9882 часа.

5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ПОДГОТОВКИ ЮРИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

030501 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

5.1.  Срок освоения основной образовательной программы подго­товки юриста при очной форме обучения 260 недель, в том числе:

Теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу сту­дентов, практикумы, а также экзаменационные сессии, 183 недели

Практики не менее 12 недель

Итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту вы­пускной квалификационной работы, не менее 15 недель

Каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска) 50 недель

5.2.            Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки юриста по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения, увеличиваются вузом на один год относительно нормативного срока, установленного п. 1.2 на­ стоящего государственного образовательного стандарта.

5.3.    Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавли­вается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеауди­торной (самостоятельной) учебной работы.

5.4.    Объем аудиторных занятий при очной форме обучения дол­жен быть в среднем за период теоретического обучения не менее 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по фа­культативным дисциплинам. Реальный объем аудиторных занятий может зависеть от возможности вуза по учебно-методическому, мате­риально-техническому и кадровому обеспечению.

5.5.    При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудитор­ных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

5.6.    При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена  возможность занятий  с преподавателем  в  объеме не менее
160 часов в год.

5.7.    Общий объем каникулярного времени в учебном году должен
составлять 7—10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний
период.

6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЮРИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030501 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

6.1. Требования к разработке основной образовательной програм­мы подготовки юриста

6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза для подготов­ки юриста на основе настоящего государственного стандарта.

Дисциплины «по выбору студента» являются обязательными, а факульта­тивные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

Курсовые работы рассматриваются как вид учебной работы по дисципли­не и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам, курсовым работам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или за­чтено, не зачтено).

6.1.2. При разработке основной образовательной программы выс­шее учебное заведение имеет право:

  • изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала, для
    циклов дисциплин — в пределах 5%; для дисциплин — в пределах 10%;
  • формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисцип­лин, который должен включать в качестве обязательных дисциплины «Ино­странный язык», «Физическая культура* (в объеме не менее 408 аудиторных часов), «Отечественная история», «Философия». УМО по юриспруденции, Совет по правоведению УМО университетов РФ и Ассоциация юридических вузов рекомендуют включить в качестве обязательных дисциплины «Логика» и «Экономика» федерального компонента, приведенных в настоящем госу­дарственном образовательном стандарте. Остальные базовые дисциплины
    могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объедине­ние в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума
    содержания. Дисциплины национально-регионального (вузовского) компо­нента и дисциплины и курсы по выбору студента устанавливаются вузом;
  • занятия по дисциплине «Физическая культура» при очно-заочной (ве­черней), заочных формах обучения и экстернате могут предусматриваться с
    учетом пожелания студентов;
  • осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономичес­ких дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных
    видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и се­минаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим регио­нальную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;
  • устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разде­лов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-экономичес­ких, математических и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с про­филем цикла общепрофессиональных дисциплин; содержание дисциплин указанных циклов должно быть профессионально ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и содействовать реализации задач из про­фессиональной деятельности;
  • реализовывать  основную  образовательную  программу  подготовки
    юриста в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения,
    имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профи­
    ля или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков прово­дится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, получен­ных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продол­жительность обучения должна составлять не менее трех лет. Обучение в со­кращенные сроки (по заключению УМО по юриспруденции) допускается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием.

•  по заключению УМО по юриспруденции и при сохранении минималь­ных сроков обучения вузы МВД России, ФСБ России, Минобороны России,
Минюста России, ФПС России, реализующие специальность 030501 «Юрис­пруденция*, имеют право изменять объем часов, отводимых на освоение об-
щепрофессионального цикла, до 25%, по отдельным дисциплинам — до 50%.

6.2.            Требования к кадровому обеспечению учебного процесса

Реализация основной образовательной программы подготовки юриста должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, ба­зовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятель­ностью.

В структуре вуза, реализующего программу высшего юридического обра­зования, должно быть не менее трех кафедр юридического профиля.

Вести преподавание по общепрофессиональным дисциплинам могут препо­даватели имеющие базовое юридическое образование и/или ученую степень кан­дидата (доктора) юридических наук. При этом иметь ученую степень (звание) должны не менее 60 % преподавателей общепрофессиональных дисциплин.

* Перечень вузов устанавливается Учебно-методическим объединением по юрис­пруденции (Советом по правоведению УМО университетов РФ).

 

 

 

 

Доля штатных преподавателей и/или штатных совместителей* по об­щепрофессиональным дисциплинам должна быть не менее 30 %.

 

6.3.            Требования к учебно-методическому обеспечению учебного
процесса

Реализация основной образовательной программы подготовки юриста по специальности 030501 должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующих полному перечню дисциплин основной образовательной программы, наличи­ем методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий — практикумам, практикам, а также наглядными пособиями, аудио-, видео- и мультимедийными материалами.

Собственная библиотека вуза должна иметь:

  • учебно-методические комплексы  по каждой дисциплине учебного
    плана;

базовые учебники, практикумы, хрестоматии, кодексы, сборники нормативно-правовых актов и другие учебные пособия по каждой дисциплине учебного плана в количестве, достаточном для организации учебного процес­са с заявленной численностью студентов;

•  следующий минимум периодических изданий: •.'     Российская газета;

Российские вести;

Собрание законодательства Российской Федерации;

Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ;

Бюллетень Верховного Суда РФ;

Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ;

Вестник Конституционного Суда РФ;

Бюллетень Минюста России;

подписка на ведущие федеральные и региональные юридические

издания.

Вуз, реализующий программы высшего юридического образования, дол­жен иметь юридические базы информационных справочных систем типов «Консультант плюс», «Гарант», «Юсис» и т.пч а также обладать возможностя­ми доступа к различным сетевым источникам информации.

6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учеб­ного процесса

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную про­грамму подготовки юриста, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов практической, дисциплинар­ной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом, и соответствую­щей действующим санитарно-техническим нормам.

Вуз, реализующий подготовку студентов по уголовно-правовой специали­зации, должен иметь криминалистическую лабораторию.

6.5. Требования к организации практики

Практика организуется и проводится с целью приобретения и совершен­ствования практических навыков в выполнении обязанностей по должност­ному предназначению, углубления и закрепления полученных знаний, уме­ний и навыков.

Практика является одним из видов занятий, предусмотренных учебными планами. Длительность практик при подготовке юриста — не менее 12 недель.

 

 

 

* Под понятием «штатные преподаватели» понимаются лица из числа профес­сорско-преподавательского состава, для которых учебное заведение является основным местом работы при выполнении полной учебной нагрузки. Под понятием «штатные совместители» понимаются лица из числа npoфeccopcко-преподавательского состава, для которых учебное заведение не является основным местом работы, но в котором они выполняют часть учебной нагрузки (не менее 0,25 ставки), прошедшие конкурсный отбор и утвержденные в должности приказом руководителя вуза на основе заключенно­го контракта сроком не менее 3 лет.

7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ЮРИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030501 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ» 

7.1. Требования к профессиональной подготовленности юриста 

Юрист должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации и квалификационным требованиям, указанным в п.1.3 настоящего государст­венного образовательного стандарта:

  • сбор нормативной и фактической информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной де­ятельности;
  • анализ юридических норм и правовых отношений, являющихся объек­тами профессиональной деятельности;
    • анализ судебной и административной практики;
    • обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией пра­вовых норм;
      • составление соответствующих юридических документов;
      • обеспечение реализации актов применения права;
      • обеспечение законности и правопорядка, осуществление право­ вой пропаганды и правового воспитания в сфере профессиональной деятельности.

7.2. Требования к итоговой государственной аттестации юриста

7.2.1. Итоговая государственная аттестация юриста включает вы­пускную квалификационную работу и не менее двух государственных экзаменов, позволяющих выявить теоретическую подготовку к реше­нию профессиональных задач.

7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе юриста.
Работа должна:

  • представлять собой теоретическое или экспериментальное исследова­ние одной из актуальных тем в области юриспруденции, в которой выпускник демонстрирует уровень овладения необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, позволяющими ему самостоятельно решать профессиональные задачи;
  • показывать уровень освоения выпускником методов научного анализа сложных социальных явлений, умение делать теоретические обобщения и практические выводы, обоснованные предложения и рекомендации по совершенство­ванию правового регулирования общественных отношений в изучаемой области;
  • носить творческий характер с использованием актуальных статисти­ческих данных и действующих нормативных правовых актов;
  • соответствовать требованиям логичного и четкого изложения материа­ла, доказательности и достоверности фактов;
  • отражать умения студента пользоваться рациональными приемами по­иска, отбора, обработки и систематизации информации, способности работать с нормативно-правовыми актами;
  • быть правильно оформлена (четкая структура, завершенность, пра­вильное оформление библиографических ссылок, списка литературы и нор­мативно- правовых актов, аккуратность исполнения);
    • оформляться в виде текста с приложением графиков, таблиц, чертежей, карт, схем и других материалов, иллюстрирующих содержание работы;
      • быть объемом 2—2,5 п.л. (50—60 страниц машинописного текста).

7.2.3. Требования к государственным экзаменам

Выпускники, прошедшие обучение по программе подготовки юриста (специалиста юриспруденции), сдают не менее двух государственных экзаме­нов (один из которых — Теория государства и права